Проектирование зданий выставок, картинных галерей, музеев. Класс Ф2.2

F2.2 

Ф2.2 – здания, помещения закрытого типа с размещением в них выставок, картинных галерей, музеев, других подобных учреждений культурного назначения.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1Музеи предназначаются для собирания и комплектования памятников материальной и духовной культуры, их хранения, изучения и экспонирования.Музеи принадлежат к особому типу научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществляющих многообразную деятельность предметным языком экспонатов.
1.2Профиль музея, функциональная специфика деятельности и коллекций, национальное своеобразие края, градостроительные особенности размещения являются основополагающими моментами в проектировании зданий музеев.
Каждый музей должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной коллекцией и формами деятельности. Особенность всех музеев - постоянный рост количества экспонатов, пополнение и обновление композиций. В соответствии с этим для музеев не может быть предложено нормирование аналогично объектам типового проектирования. Цель настоящих Рекомендаций - сформировать основные принципы проектирования музеев и в первую очередь наиболее распространенных - художественных и историко-краеведческих.
1.3При открытии новых музеев или реконструкции существующих следует исходить из необходимости создания в регионе целостной взаимосвязанной музейно-выставочной системы, включающей музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и способствующей наиболее эффективному и всестороннему показу истории, природы, общественного развития, искусства, а также современных достижений в социально-экономической и духовной жизни.В этой связи представляется целесообразным создание централизованных фондохранилищ с лабораториями и мастерскими и преимущественное развитие сети специализированных музеев.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ
3.1. Классификация отражает отнесение музеев к определенному типу, профилю, статусу и категории.
Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные.
3.2. Профиль музея определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью).
Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные.
Внутри каждой группы происходит дальнейшая профилизация музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.
Архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориальностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новые здания музеев.
Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы.
Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи.
Для архитектурной классификации военно-патриотических музеев 1 - 4-й групп существенное значение имеет комплексный характер экспозиции; развитый состав помещений, включающий зоны для постоянной экспозиции, временных выставок и лекций, фондохранилища, мастерские и лаборатории, административные, подсобные и хозяйственные помещения.
Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими.
Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы. Общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь переакцентировано: на первое место выделяется не показ музейными средствами, а создание памятника архитектурно-художественными средствами. Важную роль в архитектурно-пространственном формировании ансамбля имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую включается комплекс.
Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу.
Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и историко-краеведческие музеи.
3.3. По статусу музеи разделяются на государственные и работающие на общественных началах.
3.4. Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений.
При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости, которые могут не совпадать с указанными в табл. 2

Таблица 2

Показатели деятельности Категория музея
I II III IV V
Посещаемость музея в год, тыс. чел. 400 и более 150 - 400 100 - 150 20 - 100 10 - 20
Количество единиц хранения, тыс. 150 и более 75 - 150 30 - 75 10 - 30 2 - 10

3.5. Музеи подразделяются по организационному признаку на центральные, осуществляющие научно-методическое руководство своей группой; головные, имеющие сеть филиалов; музеи на правах филиалов и отделов (секторов); самостоятельные музеи. 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЕВ МАССОВОЙ СЕТИ
4.1. Решающими факторами, определяющими величину музея, являются количество, состав фондов и динамика поступлений.
4.2. За основу расчета площадей музеев принимается экспозиционная площадь, которая, как правило, составляет половину общей площади музея (45 - 55 %). Для всех профилей музеев, кроме мемориальных, характерна следующая закономерность в распределении экспозиционных площадей в различных по величине городах: с ростом численности населения города показатели площади на 1 тыс. жителей уменьшаются.
Такой же характер носит зависимость количества посещений в городах с различной численностью населения: чем меньше город, тем большее количество посещений на 1 тыс. жителей в год. Обратная зависимость имеет место в распределении экспонатов в экспозиции и фондах.
4.3. Распределение экспозиционной площади музеев для городов различной величины (табл.3) может быть рекомендовано как ориентировочное, требующее корректировки с учетом специфики данного города, коллекции и т.д.
4.4. Принципы организации музеев массовой сети приведены в табл.4

Таблица 3

Музеи Группы городов по численности населения Экспозиционная площадь, 1 м2 Экспозиционная площадь на 1 тыс. жителей Количество посещений на 1 тыс. жителей в год Количество экспонатов экспозиции на 1 м2 залов Количество экспонатов фонда на 1 м2 площади
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ Крупнейшие 2500 - 2000 2,5 0,3 5,5 340
Крупные 1800 4,5 0,4 5 320
Большие 1500 8 0,6 4,5 250
Средние 1000 12,5 0,9 4 140
Малые 500 22 1,2 3,9 100
ИСТОРИЧЕСКИЕ Крупнейшие 2500 - 2000 2,2 0,3 7 350
Крупные 1600 3,8 0,5 5 300
Большие 800 5 0,7 3,5 220
Средние 500 8 0,8 3,2 200
Малые 300 30 1,75 3 150
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ - 250 1 0,2 6 100
ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ   350 0,43 - 26,85 0,06 - 12,8 2,7 145
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Крупнейшие 1500 1,3 0,14 0,7 40
Крупные 1300 4 0,3 0,85 34
Большие 850 5,5 0,4 1 30
Средние 450 7,5 0,6 1,3 26
Малые 400 40 2,6 1,75 16


Таблица 4

. Музеи массовой сети Принципы размещения
1. Комната боевой и трудовой славы, музей на общественных началах Организуется в основном на общественных началах в районных, городских и сельских домах культуры, библиотеках, в школах, на предприятиях и в организациях
2. Народный музей Организуется на базе лучших музеев на общественных началах, комнат боевой и трудовой славы в соответствии с «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах»
3. Окружной, районный, городской исторический, краеведческий, естественнонаучный музей (филиал централизованной музейной системы - ЦМС) Организуется в населенных пунктах с числом жителей не менее 5 тыс. чел. и числом экспонатов не менее 1000 (основной фонд)
4. Мемориальный музей любого профиля (филиал ЦМС) Организуется на базе мемориальных комплексов (усадеб, домов, квартир и т.п.), связанных с жизнью и деятельностью выдающихся политических деятелей, деятелей науки, техники, культуры и искусства
5. Историко-архитектурный, историко-художественный, археологический музей и музей-заповедник (филиал ЦМС) Организуется на базе комплекса памятников архитектуры, культуры, искусства, археологии, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность
6. Музей прикладного искусства Организуется в местах сосредоточения народных художественных промыслов
7. Республиканский (АССР), краевой, областной, окружной краеведческий, исторический музей (головной музей ЦМС) В центре каждой автономной республики, края, области, автономной области, национального округа
8. Республиканский (АССР), краевой, областной, окружной, городской художественный музей В центре каждой автономной республики, края, области, а также в городах, обладающих коллекцией художественных произведений
9. Выставочный зал Не менее одного в центре каждой автономной республики, края, области, национального округа, а также в городах с населением более 100 тыс. чел.

  

 

Печатная версия
info@avengineering.ru
создание сайтов - Webis Group
115280 г. Москва ул.Ленинская Слобода д.26 стр. 5, БЦ " Симонов Плаза"
8-985-962-61-05
8-985-233-10-47
8-916-808-60-68
8-916-595-85-10
info@avengineering.ru